Главная
Кухонная мебельМатериалыИнтересное о мебелиМягкая мебельОфисная мебельИстория и стилиИнтерьер Обратная связь
Карта сайта

   

Тольяттинский краеведческий музей презентовал свои новые площади

22 октября в 13.45 в Тольяттинском краеведческом музее состоится презентация проекта «Открытое хранение мебели», сообщает пресс-служба музея.

Алексей Ягудин и Марат Башаров устроили ледовое побоище на пороге ресторана в самом центре российской столицы. Звезды катка решили помериться силами на асфальте.

Мебель древнего мира

Мебель древнего мираВ первобытную эпоху кроватью, стулом и столом человеку служила естественная природа. Изготавливать предметы обихода, имеющие утилитарные назначение и форму, человек начал, достигнув определенной стадии развития. Наряду с этим развивалось и искусство их оформления.
Переселившись в пещеры, люди создали первое примитивное жилище, в котором жили тысячелетиями. В то время они пользовались примитивными оружием и орудиями труда и не испытывали потребности в мебели.

Создание жилища как такового стало следствием изобретения каменного топора. Покинув пещеру, человек начал строить шалаши и хижины из тростника и древесины. Начало этого периода относится примерно к 15—13 тысячелетиям до н. э., а конец — ко времени зарождения цивилизации (в Египте — примерно 5 тысячелетие до н. э., в Европе — 2 тысячелетие до н. э.). Примитивные постройки хоть и медленно, но изменялись: это были хижины, землянки, юрты, наконец, деревянные постройки.

В первобытную эпоху каждый шаг вперед в совершенствовании жилища измерялся сотнями лет, по мере развития орудий труда. С освоением металлов (бронзы на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э., железа — к концу 2 тысячелетия до н. э.) были созданы условия для совершенствования способов строительства жилища и обработки древесины. Характерные формы металлических инструментов (зубила, сверла, молотки, ножи, топоры и др.) появились еще в древности. Соединения деревянных элементов (шканты, шипы и др.) усовершенствовали технологию изготовления различных изделий из древесины, в том числе и мебели.
По мере развития производительных сил произошел распад родовых общин, и на смену первобытному строю пришло рабовладельческое общество. Разделение труда вызвало появление новых ремесел, привело к товарообмену.

Среди материалов, которые использовались в строительстве, для изготовления утвари и украшений домов с древних времен и до настоящего времени важнейшим остается древесина. Примитивными инструментами ее трудно было обрабатывать, поэтому долгое время «мебель», ладьи, корыта, блюда и другие предметы делались из цельной древесины, с помощью огня, каменных топоров, ножей. В качестве примитивной мебели использовались природные материалы — пни, искривленные или раздвоенные деревья, вязанки хвороста и т.п. Конструктивное соединение элементов появилось только после усовершенствования техники деления древесины. Например, мебель стали делать после того, как научились распиливать стволы древесины на доски (впервые — в Египте). По мере усовершенствования инструмента развивались и другие методы обработки дерева, а также искусство резьбы, которая является самой древней художественной техникой.

Первый значительный архитектурный стиль был создан в Древнем Египте, одном из первых рабовладельческих государств. Египтяне строили на века. В монументальной архитектуре и мебельном искусстве они намного опередили другие народы. Религиозная система с культом богов и мертвых объединила в этой стране все проявления культуры в единый монолит, а дешевый труд рабов по велению фараонов и жрецов воплотил эти религиозные представления в гробницах-пирамидах и храмах. Соразмерные лишь с мощью власти фараонов громадные пирамиды символизировали ее незыблемость. Египетский стиль архитектуры, для которого характерна строгость и упорядоченность, симметрия и ритмическое повторение форм, психологически подавлял человека и являлся средством увековечения порабощения.

Египтяне верили в загробную жизнь и приносили в гробницу умершего все, что ему могло понадобиться в потустороннем мире. Благодаря этому, а также сухому климату Египта до нас дошло в полной сохранности много памятников культуры, в том числе и мебель.
В Древнем Египте уже обрабатывали медь, изготавливали проволоку и гвозди, применяли топоры, пилы, сверла, тесла и другой инструмент, позже появился токарный станок (правда, еще не было рубанка). Египтяне хорошо владели распиловкой и склеиванием древесины, изготавливали многослойную клееную фанеру, применяли шиповые соединения. Они выработали основные виды мебели.
Интерьеры домов представителей господствующих классов были богатыми и красочными. Роскошные колонны поддерживали потолок, фрески украшали стены, а ковры и занавеси завершали убранство помещений.

Мебель египетской знати отличалась от мебели простого народа не столько конструкцией и формой, сколько ценностью используемых материалов и украшений.
Стабильность строительно-архитектурной техники позволила сохранить характерные признаки стиля в Египте в течение двух с половиной тысячелетий. Общий стиль характерен и для всех периодов трех египетских царств (3 тысячелетие — XII в. до н. э.). Изменение форм начало происходить в самый поздний период под влиянием греческой культуры. Ранняя египетская мебель довольно неуклюжая и грубая; наибольшего расцвета она достигла в эпоху Среднего царства (XX — XV вв. до н. э.).
В Египте впервые появилась и настоящая мебель для сидения (рис. 1, а—е). Вначале это были низкие скамеечки и стулья, затем — стулья со спинкой, парадные стулья и кресла. Табурет с вогнутым сиденьем, соответствующим форме тела, является древним примером функциональной формы (прототип современного табурета сапожника). Табуреты делались на трех и четырех ножках, разнообразных, подчас сложных форм. Конструктивная основа табурета (стойки, верхняя обвязка и проножки) в принципе сохранилась до наших дней. Производились также складные табуреты с Х-образными ножками. Первые троны фараонов изготавливались без подлокотников, с прямой спинкой без отвала. Сиденье устанавливалось на спинах фигур львов, а последние ставились на постамент (своеобразный символ власти). Более поздние троны имели подлокотники и спинки с отвалом.
Столы изготавливались различными по конструкции и назначению — на четырех ножках (рис. 1, ж), на одной колоннообразной опоре с круглой крышкой; они использовались для трапез, настольных игр, как подставки для ваз, подносов, сосудов и т.д.

Ложа изготавливались аналогично стульям и отличались от них размерами. Их рамы опирались на ножки в виде звериных лап и обтягивались ремнями, на которые можно было класть матрац и подушки (рис. 1, з, и). Использовались и переносные ложа с ручками.

Распространены были сундуки и ларцы, многие разновидности которых дошли до нашего времени. Они имели выпуклую или двухскатную крышку и большие замки, украшались цветным орнаментом, иероглифическим письмом, росписью, инкрустацией слоновой костью, черным деревом, золотом и другими материалами. Переходной формой к более сложным изделиям явился комод для хранения одежды и домашних вещей.

Отделка египетской мебели скрывала дефекты ее конструкции. Декоративные элементы, изображавшие животных, становились также и деталями изделий. Древесина обычно шпатлевалась составом из ила и клея и расписывалась. Краски были яркими (красные, желтые, голубые, зеленые, черные, белые и коричневые), и пользовались ими в чистом виде, не смешивая. Орнамент имел символическое значение (солнечный диск, жук скарабей, змея, лотос, пальма, папирус и т.д.). Для украшения широко применялся плоскостной орнамент.
Жилища египтян оборудовались также плетеными из пальмовых волокон циновками, корзинами, коробами, металлическими зеркалами.

Однако египетской мебели было присуще определенное однообразие. Формы изделий не менялись веками. Заимствованные у природы формы, например ножки в виде звериных лап, не всегда подвергались стилизации и не всегда превращались в выразительные элементы мебели. Часто отсутствовали уравновешенность пропорций и органическая связь между конструктивными и декоративными элементами.

Несмотря на недостатки, искусство Древнего Египта оказало большое влияние на культуру других народов, а после похода Наполеона в Египет в 1789 г. оно с новой силой привлекло в себе внимание и нашло яркое выражение в стиле ампир.


1  2  3  4  5  6  7  

Смотрите также:

- Бидермейер, Модерн, Конструктивизм, Функционализм (xix-xx вв)
- Мебель древнего Рима
- Мебель древнего мира
- Готический стиль
- Классицизм, ампир